Решение дифференциальных уравнений Примеры решения типовых задач Курс практики по математике Инженерная графика Машиностроительное черчение История дизайна Архитектура ПК Лабораторные работы Курс лекций по физике теплоэнергетика
Эргономика Мода и дизайн История Промышленные выставкиНовый стиль Авангард Новый дизайн Модерн Школы дизайна Хай-тек Послевоенный дизайн Высшая школа Поп-культура и поп-дизайн Футуристическая  мода Радикальный дизайн Концептуальные поиски

Элитарный дизайн. Стайлинг.

Несмотря на то, что в основе профессии дизайнера лежало стремление к коммерческой выгоде, дизайнеры мечтали придать индустриальному XX веку внешнюю упорядоченность и социальную гармонию. Даже во время второй мировой войны, занимаясь военными проектами, дизайнеры заглядывали вперед, раздумывая над возможностями, которые появятся в эпоху послевоенного благополучия.

После войны, однако, их идеи оказались под вопросом. Появление на поприще американского дизайна эмигрантов из Европы - Вальтера Гропиуса, Марселя Бройера и Ласло Мохой-Надя, оказало ощутимую поддержку критикам американского дизайна, которые отстаивали концепцию чистого, некоммерческого искусства и высоких моральных требований, близкую к идеям движения "Искусства и ремесла".

Несмотря на то, что большинство дизайнеров оставались зависимыми от промышленности, обеспечивавшей их работой, в послевоенной Америке сложились две тенденции формообразования в дизайне, представители которых с трудом находили общий язык.

Одни из них сознательно культивировали элитарность, подчеркивали, что моральный долг дизайнеров - способствовать эстетическому развитию публики.

Представители другого направления придерживались более демократических взглядов и стремились дать публике то, что она, скорее всего, желала получить и что определялось коммерческим успехом.

В 50-е годы критики и теоретики присвоили работам нескольких мастеров дизайна статус произведений искусства, а остальных обвиняли в том, что они наводняют рынок безвкусными поделками. Лишь немногим дизайнерам удалось удовлетворить и критиков, и широкую публику. Одним из таких дизайнеров был Рассел Райт, чьи обеденные сервизы из керамики отличались теплыми терракотовыми тонами и скульптурными формами. Но обычно законодатели вкуса, такие, как Нью-Йоркский музей современного искусства, признавали только элитарный дизайн. Известные кресла Чарльза Имса и Ееро Сааринена из клееной фанеры оказались по карману только для офисов крупных компаний и гостиных богатых домов, и так и не получили широкого распространения. Даже превосходный дизайн кофеварки «Кемекс», выполненный Питером Шлумбомом, не был принят публикой, в представлении которой кухонные электроприборы должны были сверкать никелем.

Современные теоретики дизайна, считая дизайн и стайлинг противоположностями (первый занимается "внешними свойствами" изделий, последний - решением функциональных задач, выявляя сущность продукта, 9, 674) подчеркивают, что в истории существует своеобразный круговорот в промышленном формообразовании: дизайн (рационализм) выходит на передний план во время упадка экономики, стайлинг (анти-рационализм) - в период ее роста. Периодом расцвета стайлинга в США был Арт Деко в к. 20-х, стримлайн - в к. 30-х. В 50-е гг. развился биоморфичный стайлинг как противовес движениям "хорошая форма". Стайлинг внедрялся в США не только для того, чтобы сделать изделие более привлекательным, но и как маркетинговая стратегия американской индустрии, чтобы значительно ускорить цикличность смены внешнего вида продукта. В 50- гг. эта тенденция достигла своего апогея в декоративном перенасыщении американских автомобилей "хромом". Иногда это заходило так далеко, что нарушалась безопасность транспортных средств.

В дизайне не может быть мелочей, если это касается человека, в особенности его жизни и здоровья. Все эргономические обоснования и предпосылки в процессе проектирования объектов дизайна оформляются в виде антропометрических, психофизиологических и прочих таблиц и рекомендаций. Они становятся основой эргономического проектирования, в процессе которого дизайне формирует эргономическую модель будущего объект обеспечивающую оптимальное взаимодействие систем человек - предмет - среда.