Мобильность и вариабельность форм. Большой потенциал в достижении разнообразия общего внешнего вида изделий имеет использование различных цветофактурных решений в их отделке. Вариабельность -один из принципов формообразования в современном дизайне. Она позволяет при ограниченном наборе типоэлементов значительно увеличивать разнообразие проектируемых объектов, более точно отвечать тем или иным функциональным требованиям и запросам определенных групп потребителей.

Собор Василия Блаженного. Литография Л.-П. А. Бишбуа. XIX в.

 

Идея воплощения символического образа Иерусалима не могла не повлиять и на характер архитектурного убранства храма. Помимо сложности силуэта, отдалённо напоминающего средневековый город, некоторые башнеобразные приделы в своей верхней части украшены машикулями (навесными бойницами) — атрибутами крепостной архитектуры, другие больше похожи на городские храмы торгово-ремесленных районов, а центральный шатёр выполняет лидирующую роль городского собора.

Это впечатление усиливается декоративным убранством. Фасады украшены мало распространёнными в то время формами филёнок (рамок и углублений), люкарн (оконных проёмов) и характерными для XVI столетия многоярусными карнизами и кокошниками. Стройные пропорции башен проникнуты ритмом вертикальных линий и одновременно уравновешены рельефными карнизами и мягкими полукружиями. Расположенные один над другим, они придавали облику здания праздничный характер. Великолепно завершение храма с разнообразной прорисовкой покрытия луковичных глав и мерным, плавным взлётом центрального шатра.

Первоначальная цветовая гамма фасадов собора выглядела более сдержанно. Стены имели тёмно­красный тон и были расписаны «под кирпич», т. е. по линиям, имитирующим швы кирпичной кладки, Им противопоставлялась побелка рельефных деталей, часть которых была выполнена из белого камня. Шатёр и главы были покрыты лужёным железом, некоторые из них вызолочены. Цветовое разнообразие вносилось керамическими украшениями граней шатра, покрытыми синей, зелёной и жёлтой поливной краской.

В XVII столетии прославленный московский собор продолжали украшать. Его отдельные архитектурные детали были раскрашены, поверхности глав получили сложный рисунок и стали многоцветными. В XVIII в. стены Покровского собора (и внутри, и снаружи) были расписаны орнаментами. Архитектура вес больше приобретала образ дивного райского сада, небесного града, но при всей своей красочности этот храм оставался лишь фантазией о рае, его гениальной архитектурно-художественной версией.

Настоящий «Иерусалим Новый» продолжал оставаться мечтой вплоть до середины XVII столетия, когда вновь набравшая силу Россия обнаружила стремление построить храм по образцу собора Воскресения и Гроба Господня в Иерусалиме (см. статью «Памятники архитектуры XVII века»). Но это уже другая страница в истории русской архитектуры.

 

Собор Василия Блаженного. Гравюра XVII в.

Особенно интенсивно развивается сегодня веб-дизайн, это непосредственно связано с динамикой развития самой сети интернет. Дизайн интернет-сайтов, которые имеют самую разнообразную информационную направленность. Кроме того, информация, предоставляемая в Интернете, ориентирована как на самую широкую аудиторию пользователей, так и на специалистов. В сети Интернет существуют спортивные, новостные, научные, культурные и искусствоведческие сайты, а так же религиозно-направленные, рекламные, торговые, игровые и многие другие сайты.