Профессор Харьковского практического технологического института Яков Столяров рассматривал вопросы эстетики в технике. В своей работе "Несколько слов о красоте в технике" он подвергает критике украшательство в XIX веке, маскировавшее технику под искусство. Развитие машиностроения создало основу для выработки своей красоты форм: "И чем лучше организм машины соответствовал ее кинематическим функциям, чем совершеннее конструктивные формы органов отвечали действующим в машине силам, чем меньшими средствами достигалась заданная техническая цель - словом, чем совершеннее становилась машина, тем более она удовлетворяла эстетическим требованиям инженера". По мнению Столярова, красота технического сооружения и целесообразность его конструкции совпадают, а идеальная форма возникает тогда, когда субъективная воля инженера совпадает с требованиями "мировой воли" (терминология, взятая из трудов Фридриха Ницше). "Истинный конструктор, - заявляет Столяров, - независимо от его специальности, есть художник". Темпера П. Кеммерера Яичного желтка 1 вес. часть Маслян. лака (лучших качеств) 1/4 вес. части Льняного масла 1/8 вес. части Макового масла 1/8 вес. части Масла смешиваются с лаком и затем примешиваются к желтку. Для консервирования этой эмульсии берется 11/2 весовых части 1%-ного раствора карбола. Эмульсия эта может сохраняться, не портясь, до двух недель; по истечении этого времени ее нужно считать непригодной для употребления.

Взгляды Столярова отражали концепцию харьковской инженерной школы начала XX века, согласно которой инженеры должны получать достаточную художественную подготовку, которая позволила бы им профессионально работать в сфере инженерного дизайна и положительно сказывалась на качестве промышленной продукции региона.

Русская инженерная школа была передовой в техническом отношении, дала миру в начале XX века немало изобретений в области машиностроения, энергетики, воздухоплавания, радио, строительства. И хотя здесь не было столь активного вмешательства в проблемы формообразования окружающей среды, как в Германии, где возник Веркбунд, поставивший многие чисто профессиональные вопросы дизайна, или в США, где шла напряженная практическая, по сути дела, дизайнерская работа по созданию новых заводов, портов, мостов, средств транспорта, высотных зданий и их технического оборудования, но зато были поставлены важнейшие вопросы связи техники и художественной культуры.

Лекция № 1:Что такое дизайн? О сегодняшнем пониманием предмета. Основные виды дизайнерской деятельности. Современное понятие о такой сфере художественной деятельности как дизайн и её влиянии на жизнь человека. Лекция № 2. Из истории техники. На заре технических цивилизаций Основные изобретения древнего человека: каменные орудия, добывание огня, лук, колесо, плот и др. Изобретения древних человеческих культур: письменность, металлообработка, рычаг, парусное судно, мельница, повозка и др