Уильям Моррис и Движение "Искусства и ремесла"

Идеи Рескина были подхвачены и развиты его учеником Уильямом Моррисом, который начинает свою карьеру как художник и архитектор, а позднее становится теоретиком декоративного искусства, ремесленником, поэтом, переводчиком и издателем. Покрывание темперы лаком Станковая живопись, исполняемая темперой, велась с таким расчетом, чтобы полный эффект ее в смысле колорита получался после покрывания лаком, под которым она значительно изменялась, углубляясь в тоне и приобретая желтоватый оттенок, который присущ был средневековым лакам. Лак, таким образом, не только закреплял краски и защищал произведение от всяких внешних воздействий, но и придавал ему законченный вид. Древнейшие из дошедших до нас памятников старины свидетельствуют, что за 5000 лет до нас жили народы, обладавшие высокой степенью культуры и ясным, определенно сложившимся взглядом на искусство. Очевидно, что такая культура не явилась сразу, но имела огромный подготовительный период времени, в течение которого крепла и созревала человеческая мысль.

Моррис, как и Рескин, принадлежали к художникам группы прерафаэлитов - художников-новаторов, выступивших против засилья академических традиций и искавших вдохновения, ориентируясь на искусство, а затем и на ремесла средневековья. Отвергнув академические каноны, согласно которым идеалом в искусстве на все времена остаются полотна Рафаэля, прерафаэлиты заявляли, что для них "нет авторитетов, кроме авторитета собственного разума и руки, и авторитета природы". Однако, отношение Морриса к средневековью носило более практичный характер. В 1861-1862 гг. он организовал вместе с П.Маршалом, Ч.Фолкнером при участии Д. Рескина, художественно-промышленное объединение "Моррис и К°", где в кустарных мастерских исполнялись по заказам оформление интерьеров, настенная роспись, изготовлялись мебель, ткани, обои, металлические изделия, витражи, шпалеры, вышивки и пр. Тем самым, он осуществил свою мечту - воссоздать идиллию совместного труда художников, архитекторов и ремесленников. Моррису действительно удалось в рамках созданной им компании преодолеть разделение между трудом художника и трудом ремесленника. К оформлению интерьеров, созданию эскизов мебели, рисунков декоративных тканей и гобеленов он привлек своих друзей-прерафаэлитов. Они помогли ему обставить и декорировать дом в едином стиле. Этой универсальностью он как бы предвосхитил многосторонность художников-ремесленников стиля "ар нуво".

Уильям Моррис попытался восстановить те методы, какими работал ремесленник в Средние века, когда не существовало механизированного производства, а потому не было ни стандартных изделий, ни античеловеческих темпов работы. Во многих работах Морриса и его последователей черты современности перекликались со средневековыми традициями, особенно это характерно для мебели.

Лекция № 1:Что такое дизайн? О сегодняшнем пониманием предмета. Основные виды дизайнерской деятельности. Современное понятие о такой сфере художественной деятельности как дизайн и её влиянии на жизнь человека. Лекция № 2. Из истории техники. На заре технических цивилизаций Основные изобретения древнего человека: каменные орудия, добывание огня, лук, колесо, плот и др. Изобретения древних человеческих культур: письменность, металлообработка, рычаг, парусное судно, мельница, повозка и др