Идеи дизайна в эпоху промышленных революций

Решение дифференциальных уравнений
Примеры решения типовых задач
Курс практики по математике
Инженерная графика
Машиностроительное черчение
История дизайна
Архитектура ПК
Лабораторные работы по оптоэлектронике
Лабораторные работы по электротехнике
Электрические аппараты
Курс лекций по физике
Малая теплоэнергетика
Промышленные выставки
Техника как искусство
Дворец промышленности
Эйфелева башня
Инженерный стиль
Архитектурный стиль
Первая Всероссийская выставка
Художественно-промышленная выставка
Выставки в Нижнем Новгороде
История теории дизайна
Новый стиль в Европе
Художественный авангард
Производственное искусство
Оформление революционных праздников.
Агитационно-массовое искусство
Первые школы дизайна
Баухауз
Иттен Иоханес
Работы студентов
Шлеммер Оскар
Баухауз в Дессау
Бройер Марсель
Баухауз в Берлине
ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН
Стилевые направления
Эпоха джаза
Интернациональный стиль
Арт-Деко. Франция
Новации в области моды
Художественное формообразование в нацистской Германии
Дизайн для всех
Дизайн и техника
Обтекаемая форма
Начертательная геометрия
Примеры позиционных и
метрических задач
Решение дифференциальных уравнений
Примеры решения типовых задач
Эргономичный дизайн
Формирование профессии "дизайнер"
Истоки органического дизайна
Предвоенный дизайн в СССР
Транспортный дизайн
Элитарный дизайн
Послевоенный дизайн
Высшая  школа
формообразования
Поп-культура и поп-дизайн 60-х
Футуристическая  мода 60-х
Передняя Азия
Радикальный дизайн
Концептуальные поиски
советских дизайнеров
От модерна к постмодерну
Новый дизайн
Хай-тек –
стиль высоких технологий
Зодчество древнерусское
Мозаика и фреска
Иконопись
Страны Дальнего Востока
Художественное оформление
книги
Эпоха Возрождения
Искусство Древнего Египта
Ювелирное искусство
Adobe Illustrator
Стили и эффекты
Экспортирование изображений
 
Томас Эдисон (Tomas Alva Edison, 1847-1931 гг.)

Великий американский изобретатель, создавший многоканальный телеграф, системы электрического освещения, микрофон, аппарат для записи и воспроизведения человеческого голоса и музыки -фонограф. За свою жизнь он получил 1093 патента на различные изобретения - больше, чем кто-либо в мире.

Освоение новых пространств дало дизайну новый порядок проектных объектов: летательные аппараты, подводные корабли. Особую роль здесь начинают играть вопросы технологии производства и эксплуатации, эргономики.

Выдающийся немецкий конструктор дирижаблей жесткой конструкции "цеппелин". Родился в Констанце. Обучался в Политехнике в Штудгарде, затем в военной школе в Тюбинге. С1858г.- офицер кавалерии. После военной службы генерал Цеппелин с 1891 г. занимается строительством воздушных кораблей. 2 июля 1900 г. стартовал первый дирижабль Цеппелина LZ-1. С1905 г. Всего при жизни графа Цеппелина было построено 130 дирижаблей LZ.

Российские промышленные выставки XIX века. Гиперболы инженера Шухова Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий состоялась в Санкт-Петербурге 9 мая 1829 г. Она открылась на Васильевском острове в помещении биржи. Всероссийские промышленные выставки выступали как сильный и очень действенный регулятор роли промышленности в культуре страны. Фабриканты получали право на изображение государственного герба на своих вывесках и изделиях, им вручали ордена, специальные медали выставок, значительные денежные премии. Крупнейшая художественно-промышленная выставка прошла в 1896 г. в Нижнем Новгороде. Она как бы продолжила традиционные нижегородские (Макарьевские) ярмарки, проводимые с XVII в., на которых обменивали сырье южная и восточная Россия, Персия и Китай на изделия обрабатывающей промышленности - мануфактуру, посуду, металлические изделия из западных областей Российской империи. На территорию ярмарки переезжали банки, коммерческие конторы, в том числе и из Москвы. Здесь одновременно могли находиться до 200 тыс. человек. Конструкция покрытия ротонды во время строительства. Овальный выставочный павильон: интерьер во время покрытия сетки кровлей Исторический фотоснимок. После закрытия Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде еще не раз проходили крупные торговые ярмарки, но они никогда не поднимались до такого высокого общественного звучания, как эта выставка 1896 г. Но разрыв между технической и художественной культурой был все же весьма большим. Об этом приходилось говорить преподавателям, обращаясь к самым простым и наглядным примерам, это постепенно понимали и выпускники вузов, и промышленники. Профессор Харьковского практического технологического института Яков Столяров рассматривал вопросы эстетики в технике. В своей работе "Несколько слов о красоте в технике" он подвергает критике украшательство в XIX веке, маскировавшее технику под искусство. Развитие машиностроения создало основу для выработки своей красоты форм: "И чем лучше организм машины соответствовал  ее кинематическим функциям, чем совершеннее конструктивные формы органов отвечали действующим в машине силам, чем меньшими средствами достигалась заданная техническая  цель - словом, чем совершеннее становилась машина, тем более она удовлетворяла  эстетическим требованиям инженера". Итогом серии таких повествований стал цикл из шести картин «Модный брак» (1742—1744гг.). Сюжет, обычный для Хогарта, был очень злободневным: неравный брак по расчёту между разорившимся аристократом и богатой девушкой из буржуазной семьи. После брачной сделки, заключённой родителями (картина «Брачный контракт»), молодые быстро понимают, что они чужие друг другу люди («Вскоре после свадьбы»).

Первые идеи функционализма в Европе.

Переход от ручного труда к промышленному производству в Германии произошел лишь в 1862 году, почти на 100 лет позже, чем в Англии и Франции. Однако спустя несколько десятилетий Германия, страна ремесленников и крестьян, стала не только промышленным государством, но и лидером века, обогнав Францию и даже Англию. Принципиальное значение имела его статья "Орнамент и преступление" (1908 г.), воспринимаемая современниками как манифест пуризма. Отвергая украшательство как средство достижения эстетических целей, Лоос писал: "Орнамент, утеряв всякую органическую связь с нашей культурой, перестал быть средством ее выражения... Современный орнамент - без роду и племени, не имеет ни прошлого ни будущего"; он ведет лишь к "растрате рабочей силы и злоупотреблению материалом". Родился в Брно в семье ремесленника. В1893 г. закончил архитектурный факультет Дрезденского политехнического института. После трехлетнего образовательного путешествия по США с 1896 г. поселился в Вене, где начал архитектурную практику, проектируя интерьеры кафе, магазинов, жилых домов

Германский Веркбунд

Первоначальное безразличное отношение к машине и индустриализации сменилось широким их признанием. На рубеже XX в. в отсталой Германии, стране ремесленников и крестьян, происходят внезапные перемены. Вместе с Мутезиусом учредителями Веркбунда были также художники и архитекторы - Анри ван де Вельде, Петер Беренс, Карл Остхаус, либеральный политик Фридрих Науман, руководитель дрезденских мастерских Карл Шмидт. В1907 году в Мюнхене в целях повышения качества промышленной продукции при поддержке официальных кругов был создан Германский Веркбунд («производственный союз»), объединивший ряд художественно-промышленных мастерских, небольших производственных и торговых предприятий, художников и архитекторов. Машинный зал компании АЭГ, 1899 г.

Рихард Римершмид (Richard Riemerschmid, 1868-1957 гг.)

Известный немецкий художник-модернист. Родился в Мюнхене. В 1890 окончил мюнхенскую академию искусств. В 1895 проектирует свой собственный дом. Под влиянием движения "за связь искусств и ремесел" занялся предметным формообразованием: проектирует мебель, ковры, стекло. Петер Беренс и художественный стиль компании АЭГ. Особое место в развитии теории предметного творчества в Германии, внедрении искусства в промышленное производство занимает Петер Беренс. Геометризация формы, ее предельная ясность, отражали и техническую точность производственного процесса, и социокультурную обозначенность вещи (чайник из элемента кухонной утвари, вроде кастрюли или сковороды, стал украшением столового буфета и принадлежностью церемонии чаепития, каким был самовар в России или спиртовая чаеварка в Англии). Фарфоровый сервиз, разработанный Петером Беренсом для его столовой.

Оформление революционных праздников.

В первые годы советской власти основными сферами массового внедрения зарождавшегося дизайна были: оформление революционных праздников, плакат, реклама, книжная продукция, оформление выставок, театр и т.д. И, хотя реальный социальный заказ носил в это время ярко выраженный агитационно-идеологический характер, художники уже и на этом этапе, наряду с освоением новых художественно-оформительских приемов, уделяли внимание и художественно-конструкторским проблемам, используя для этого все возможности: трибуны, агитационные установки, киоски, театральные установки и пр.

Агитационно-массовое искусство с его мобильными и временными формами и методами визуального преобразования городских пространств было прообразом получившей затем развитие суперграфики, рекламы и дизайна городской среды в целом.

Широкомасштабное оформление революционных праздников, охватывающее значительные территории города, людские массы, средства оформления и группы специалистов сыграло значительную роль в становлении средового дизайна.

Металлообрабатывающий факультет (Метфак, 1920-1926 гг.)

Хотя в программе Метфака провозглашалась ориентация на практические требования жизни, многое здесь в первое время оставалось традиционным (рисунок, лепка, чеканка, скань). Только с приходом А.Родченко (1922) началась работа по превращению факультета из декоративно-прикладного в дизайнерский. Он последовательно внедряет новую методику преподавания.

Большое внимание в обучении уделялось инженерно-техническим дисциплинам. Это проявилось в проектировании многофункциональных, мобильных предметов: складной киоск-витрина, кресло-кровать, трансформирующийся стол и другие. Приемы трансформации с постепенным нарастанием сложности задания активно внедрялись

Четыре проекта студентов Метфака экспонировались на Парижской выставке (1925): походный алюминиевый чайник-котелок З.Быкова; поворотная настольная лампа П.Жигунова; складной умывальник для дома без водопровода А. Истратова; фотофонарь на вращающемся диске Д. Заонегина.

Деревообделочный факультет (Дерфак, 1920-1926 гг.)

Отвечая на новый социальный заказ - массовое производство дешевой общедоступной мебели - на Дерфаке серьезно перестраивали всю инженерно-технологическую часть обучения. Для преподавания привлекались квалифицированные инженеры, вводились новые технические дисциплины.

Курсовые проекты студентов ВХУТЕМАС. Рук. Эль Лисицкий. Объединенный факультет по обработке дерева и металла (Дерметфак, 1926-1930). Становление профессии дизайнер во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе

Дизайн и техника.

В то время как в Европе первая мировая война значительно затормозила техническое и экономическое развитие, США к началу 20-х годов находились на очень высоком технологическом уровне, со значительным отрывом от всех вёдущих индустриально развитых государств. Организация поточного производства - одно из величайших изобретений XX века. Благодаря ему промышленность развитых стран вышла на качественно новый уровень внедрения высоких технологий, всеобъемлющей механизации, автоматизации и роботизации производства. Генри Дрейфус. Пылесос 17 декабря 1935 года был произведен первый пробный полет "DC-3" (Douglas Commercial-3), спроектированного под руководством Фреда Стинеманна, а уже в июле 1936 года была пущена линия Non-stop Чикаго-Нью-Йорк. Самолет имел большой коммерческий успех. Для стилевого направления "Стримлайн" характерны плавные, каплевидные, аэродинамические формы. Оно возникло сначала в 20-е гг. в таких видах транспорта, как автомобильный, железнодорожный, авиация, отражая стремление авторов улучшить аэродинамические характеристики проектируемой формы нового высокоскоростного транспортного средства.

Мировой  экономический кризис. Крупномасштабное расширение производственных мощностей в конце 20-х гг. привело к их несоответствию покупательной способности населения, а в итоге - к мировому кризису.

>Развитие профессии "дизайнер". Большие заказы.

В эпоху экономического бума 50-60-х годов по мере усиления деловой активности процветала и профессия дизайнера. С 1951 по 1969 год число членов Общества индустриальных дизайнеров Америки возросло с 99 человек до более шестисот. Причем, если в первые послевоенные годы дизайнеры работали в основном как независимые консультанты, то к 60-м они, как правило, были уже штатными сотрудниками фирм.

Гарольд ван Дорен (Harojd van Doren, 1895-1957 гг.)

Пионер индустриального дизайна, мастер стримлайна, эстетики ясных целесообразных форм. Автор легендарного автоприцепа для жилья Вилли Бим (Wally Byam, 1896-1962 гг.) назвал его "Airstream", поскольку тот стремительно передвигался как ветер (1934 г.)

>Символом американского индивидуализма стал легендарный мотоцикл "Харлей-Девидсон", получивший титул "король улиц". Фирма игрушек "Маттель". Самая первая детская кукла Барби, 1959 г.

Элиот Нойс (Eliot Noyes, 1910-1977 гг.)

Известный американский индустриальный дизайнер и архитектор, автор фирменного стиля компании 1ВМ. Родился в Бостоне. По окончании школы архитектуры Гарвардского университета (1938 г., ученик В. Гропиуса) работал в Кембридже совместно с М. Бройером и В.Гропиусом.

Пластмассы, пластики, полиэстер. Еще во времена бакелита (с н. XX в.) пластмассы служили символом современного формообразования. И в Италии увлечение современностью было также ярко выражено, как и увлечение пластмассами. Эторе Соттсасс, Перри А.Кинг Портативная пишущая машинка "Валентина", (выпущенная к дню святого Валентина в 1969 году). "Картель" была создана химиком Ж. Гастелли вскоре после войны (в Новиглио под Миланом, 1949 г.) наряду с другими предприятиями, которые занимались товарами домашнего обихода, поставляя на рынок изделия из ярких цветных пластмасс. В Картели изготавляли детали из пластмассы для автомобилей, а с сер. 50-х гг. стали заниматься преимущественно бытовыми приборами. Анна Кастелли Феррери Рихард Заппер, Марко Занузо. Детский стул, 1961 г.

Ливио Кастильони (Livio Castiglioni, 1911-1979 гг.) Старший из трех братьев Кастильони Ливио изучал архитектуру в политехнике в Милане и в 1936 году защитил диплом, в период 1940-60 гг. Ливио Кастильони работает для фирм Phonola (1939 г.) дизайнером-консультантом, до 1964 года - Брионвега.

Акилле Кастильони (Achille Castiglioni, 1918 г.) Известный итальянский дизайнер, одна из ключевых фигур среди дизайнеров XX века. Вечно молодой и вечно удивленный. Знаменитое произведение братьев Кастильони - табурет " Allunaggio " (прилунение), получивший "Золотой циркуль"(1965 г.) задуман как садовая мебель.

Неофункционизм. Ульмская школа дизайна. Стиль "Браун" Послевоенное время и 50-е годы, о которых вспоминают сейчас с ностальгией как о "поворотных пятидесятых", принесли с собой основательные изменения не только в политике, но и в дизайне. Послевоенный Берлин

Противоречивые  50-е. Резопал. 50-е гг. были в Германии не только "свингующими пятидесятыми", но и очень противоречивым временем между затуханием старого и началом нового, между Тельзенкирхненским барокко" и неофункционализмом. Вильгельм Вагенфельдэ. Хромаргоновые подставки для яиц, 1953-1954 гг. Карл Потт. Столовый набор № 784, 1952 г. Кете Глейзер. Образцовая квартира № 1, Германский Веркбунд, Берлин, 1953 г. "Хорошая форма"(Gute Form).Наряду с развитием под американским влиянием стримлайна в Германии возникают попытки возрождения существовавшего до войны функционального стиля, лидером которого был Баухауз. В Дессау, на территории бывшей ГДР, после войны возникает снова Баухауз.

Стиль "Браун" Производители высококачественной радиоаппаратуры класса "хай-фай" и предметов потребления фирмы "Браун" в Кронберге, "Таунус" сотрудничая с такими выдающимися представителями функционализма, как Ханс Гугелот, Х.Хирхи, Дитер Рамс, Вильгельм Вагенфельд, реализовывали ульмское понимание индустриального качества. Фирма Браун стала для многих других предприятий образцом ясного функционального формообразования и образцового современного фирменного стиля.

Ханс Гугелот (Hans Gugelot, 1920-1965 гг.) Известный дизайнер и педагог, один из создателей Ульмской школы дизайна. Родился в Индонезии в семье голландцев. Получил архитектурное образование в Высшей технической школе в Цюрихе. Радиоприемник с проигрывателем "SK-4" (в соавторстве с Дитором Рамсом)1956 г. Фирма "Браун" основана в 1921 году инженером Максом Брауном (Max Braun, 1895-1946 гг.) во Франкфурте на Майне для производства деталей для научной аппаратуры. Одна из первых электробритв, Модель "S 50", 1950 г. Дитер Рамс (Dieter Rams, 1932 г.) Автор "браунстиля", один из самых известных и авторитетных современных дизайнеров, Родился в Висбадене. 1947-1953 гг. обучение в местной школе художественных ремесел с трехлетним перерывом (1948-1951) на практику в столярной мастерской в Келькхайме Первые шаги в дизайне Рамс делал, работая вместе с Гугелотом над проектом радиоприемника с проигрывателем "SK 4" (1956 г.), который произвел на рынке сенсацию: белый аппарат прямоугольной формы без всякого декора был скорее похож нанебольшой холодильник и получил в прессе из-за прозрачной крышки из плексигласа прозвище "гроб для белоснежки". Транзисторный радиоприемник, "Т 1000",1962 г.

Традиции Баухауз в дизайне восточной Германии. Противостояние двух систем Завершившаяся поражением Германии вторая мировая война разделила страну на две части: Западную Германию (ФРГ) и Восточную (ГДР). Развитие дизайна после второй мировой войны в социалистическом государстве было несколько иным.