Начертательная
Математика
Лабораторные
Электротехника
Конструирование
Примеры
Физика
Электрические сети

Инженерная графика

Курсовая
ТОЭ
Энергетика
Черчение
Практика
Расчеты
На главную

Настоящую революцию в жилищном строительстве произвела архитектор из Австрии Грете Шютте-Лихоцки, создав в 1927 году свою знаменитую модель "Франкфуртской кухни". Шютте-Лихоцки считала, что традиционные кухни занимают много пространства, из-за чего стоимость квартиры значительно возрастает. Грете занялась скрупулезным анализом всех рабочих процессов, происходящих на кухне, тщательно измеряя все необходимые при этом движения домохозяйки и затрачиваемое на них время. Еще в 1921 году Шютте-Лихотцки писала: "Нужно просчитать каждый взмах руки и необходимое для этого время замерить секундомером; продумать все до миллиметра. Затем сопоставить данные, высчитать, нельзя ли сократить требуемые сегодня на определенную операцию десять движений до восьми и т. д.".

Послевоенный дизайн в Европе и России

В основе этих произведений лежат гармонический порядок организации пространства, средства масштабной и тектонической выразительности, система пропорционирования. И хотя все эти средства художественной выразительности связаны со своим временем и раскрыть их художественную сущ­ность может быть сложнее, чем артикуляцию ордерных систем, тем не менее воздействие их на людей нашего времени очевидно.

В основе этого поразительного воздействия лежат также и самые общие отвлеченные закономерности архитектуры, такие как симметрия и асимметрия, ритм и метр, нюанс и контраст, принцип единства и соподчиненности, связывающие единой нитью произведения всех времен и народов. Этим важнейшим для архи­тектуры качествам посвящено много исследований, но пока они остаются для нас лишь формальными признаками.

Нам неизвестны зависимости меж­ду причиной и следствием, между эмоционально эстетической реакцией и той средой, которая ее порождает, т. е. архитектурой. Найти эту зависимость — значит приблизиться к по­ниманию художественной сущности произведения архитектуры, понять, каким образом, теряя одно из важ­нейших качеств своих — полезность, произведение архитектуры сохраняет возможность эмоционально-эстетиче­ского воздействия.

Характерно, что, теряя буквальную полезность, т. е. возможность непо­средственного использования, связанную с типом здания, архитектура тем не менее всегда функциональна. Есть функции, присущие именно архитектуре как жизненной среде, как «второй природе», созданной чело­веком.

Самая первая из них — укрытие от неблагоприятных воздействий внешнего мира — создание внутрен­него пространства, так или иначе выделенного из внешнего. Одновре­менно возникает и прямо противо­положная функция — раскрытие этого пространства и связи с теми природ­ными факторами и условиями — солнцем, воздухом, биологическими рит­мами,— отсутствие которых останови­ло бы жизнь на земле. Также возникают требование условного разви­тия внутреннего пространства и воз­можности движения в нем и одновре­менно функция выделения этого -пространства материальными средст­вами, функция прочности и устойчивости сооружения.

Информация о «функционально обусловленных» самых общих ка­чествах архитектуры становится той жизненно необходимой значимой информацией, направленной на удов­летворение потребностей человека к познанию с целью самосохранения, существования и развития в этом пространстве. Потребности человека к познанию окружающего мира и к ар­хитектуре вместе с развитием жизни на земле, с развитием производитель­ных сил и общественных отношений, культуры и самого человека, его психической жизни усложняются. В процессе творчества и созидания возникает идея формирования не про­сто изолированного пространства, но также пространства гармонического, воздействующего на эмоциональную сферу человека.

Таким образом, значимость инфор­мации, извлекаемой человеком из произведения архитектуры, складыва­ется из своеобразия архитектуры как второй природы и потребностей че­ловека, преобразованных в весьма тонкие высшие отвлеченные потреб­ности человека, потребности позна­ния, требующие ответа на вопрос не только, что создано, но как и почему оно создано.

Вторая проблема - рассмотрение методических основ процесса, способов и средств проектной практики, разработки объектов дизайна [19]. И третья проблема - формирование творческого кредо профессии, основы мировоззрения, осознание своей роли в обществе и подготовка с этих позиций кадров будущих профессионалов дизайна. Задача подготовки дизайнерских кадров может успешно решаться лишь при условии серьезной научной разработки теоретических и общеметодологических вопросов профессионального художественно-конструкторского образования. Указанные здесь базовые проблемы профессионализма не могут быть отделены от проблемы терминологии в рассматриваемой области теории и практики. С началом плохо продуманных, без прогноза последствий проводившихся реформ 90-х гг. ХХ в. в России, одним из многих отрицательных результатов которых явилось разрушение целостной системы многопрофильного межотраслевого дизайна (во главе с ВНИИ технической эстетики) и отраслевого специализированного дизайна в стране, теоретические работы в области технической эстетики были свернуты и практически прекращены вместе с профессиональной пропагандой идей, концепций и достижений отечественного и зарубежного дизайна в периодической печати, на радио и телевидении. Это не замедлило сказаться на снижении уровня профессионализма многих российских дизайнеров, пытавшихся как-то приспособиться к нашей нецивилизованной рыночной экономике, обусловившей пренебрежение духовными ценностями и гуманистической ориентацией дизайна, социальной ответственностью представителей этой профессии. Дизайнер из творца гармоничного предметного мира и его компонентов - вещей разного вида, а в идеале ? всей прекрасно-целесообразной и комфортной "второй природы", создаваемой им вместе с другими специалистами предметного художественного творчества (как прогнозировалось будущее этой профессии в России 20-х гг. ХХ в. идеологами "жизнестроения"), в существующих условиях превращается в модного стилиста, обслуживающего в основном элиту общества, а также систему разных бизнес-проектов, бизнес-стратегий с их шоу-презентациями и рекламой, одновременно становясь выразителем индивидуальных амбиций ради личного самоутверждения и преуспевания. Интернациональный стиль Новое формообразование, начатое в США Фрэнком Ллойд Райтом, в Европе - Адольфом Лоосом и Петером Беренсом, с середины 20-х годов сложилось в интернациональный язык форм в архитектуре и дизайне. Функциональные формы Баухауза стали "интернациональным стилем". Как и в архитектуре, в конце 20-х в проектировании мебели авторы тоже отказывались от декоративных орнаментов, пропагандируя ясность, прозрачность, элегантность и рациональность. Наряду с такими лидерами интернационального стиля, как Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Марсель Бройер, одним из протагонистов современности стал финский архитектор Алвар Аалто. Свои принципы свободного движения и элегантности Аалто воплотил в мебели из гнутой фанеры, которая в отличие от распространенной в то время мебели из металлических труб, создавала, по его мнению, ощущение большей теплоты (табуреты,кресла)
Электротехника
Электрические сети

Инженерная графика

Энергетика
На главную