Решение дифференциальных уравнений Примеры решения типовых задач Курс практики по математике Инженерная графика Машиностроительное черчение История дизайна Архитектура ПК Лабораторные работы Курс лекций по физике теплоэнергетика
Памятники древнерусского зодчества Усадьба «Высокие горы» Архитектура — особый вид искусства храм Аполлона в Бассах Вершиной творчества Брунеллески

Настоящую революцию в жилищном строительстве произвела архитектор из Австрии Грете Шютте-Лихоцки, создав в 1927 году свою знаменитую модель "Франкфуртской кухни". Шютте-Лихоцки считала, что традиционные кухни занимают много пространства, из-за чего стоимость квартиры значительно возрастает. Грете занялась скрупулезным анализом всех рабочих процессов, происходящих на кухне, тщательно измеряя все необходимые при этом движения домохозяйки и затрачиваемое на них время. Еще в 1921 году Шютте-Лихотцки писала: "Нужно просчитать каждый взмах руки и необходимое для этого время замерить секундомером; продумать все до миллиметра. Затем сопоставить данные, высчитать, нельзя ли сократить требуемые сегодня на определенную операцию десять движений до восьми и т. д.".

Послевоенный дизайн в Европе и России

Архитектура — особый вид искусства, где польза, прочность и красота составляют единое целое. И единство этой триады — обязательное условие создания архитектурного произведе­ния. Однако памятники архитектуры, несмотря на то, что они утратили свое первоначальное предназначение, не теряют своих художественных ка­честв и, не имея практической ценно­сти, продолжают эмоционально воз­действовать на наших современников, вероятно даже с большей силой, чем раньше.

Несмотря на то, что древний автор и задачи, перед ним стоявшие, его установки, отношение к архитектуре и творчеству крайне далеки от нас, вы­дающиеся произведения архитектуры, а также пространственные концепции, не оставаясь постоянными, сохраняли и сохраняют свою общечеловеческую значимость.

Раскрыть художественный смысл произведений архитектуры, понять, в чем сила образного воздействия, не потерявшаяся в веках,— вот вопросы, к которым неоднократно возвращаются не только ученые исследователи, но также архитекторы-практики.

Сложность поставленной проблемы была определена еще К. Марксом, который писал: «...трудность заключает­ся не в том, чтобы понять, что грече­ское искусство и эпос связаны с из­вестными формами общественного развития. Трудность состоит в том, что они еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известной степени служить нормой и недосягаемым образцом».

Однако не только греческое искус­ство и храмы на Афинском Акрополе на тысячелетия завладели умами и сердцами людей, продолжая восхи­щать и наших современников. Эсте­тически отработанная система грече­ских ордеров периодически возрож­далась в новых условиях материальной и духовной жизни общества. Римляне, итальянцы эпохи Возрождения, после­дователи Палладио в Англии, архитекторы классицизма в Европе и Рос­сии — все увидели в ордерной систе­ме магическую силу архитектуры.

Многие из современных теорети­ков, сосредоточив свое внимание на ордерных построениях, рассматривая ордер как художественную систему, как одно из наиболее гибких и дей­ственных средств языка архитектуры, отдают ему такое предпочтение, что преуменьшают роль других, не менее, а, может быть, более существенных сторон архитектуры, отодвигая их на второй план.

Нельзя забывать и то, что на протяжении многих столетий в ряде стран развивалась архитектура, не использо­вавшая ордер в качестве языка архи­тектуры, и, тем не менее, не только доступная нашему пониманию, но и воздействующая с неменьшей силой. Действительно, византийская, готиче­ская, русская допетровская архитекту­ра, архитектура стран Востока, модерн и наконец современная архитектура, и среди них такие величайшие про­изведения, как Айя-София, Реймский собор и Нотр Дам, Василий Блажен­ный и храм Покрова на Нерли — все они созданы без участия ордерных систем. Каждое из них уникально и точно связано со своим временем, отражая комплекс требований и ми­ровоззрение своей эпохи. Используя формы художественно осмысленные, давно ушедшие в прошлое, все они сохранили силу эмоционального воз­действия до наших дней.

В данном разделе пойдет речь о наиболее важных и малоизученных проблемах интерьера — о раскрытии художественного смысла, о возможностях образного художественного языка архитектуры, о творческих проблемах современной архитектуры. Среди рассмотренных примеров — выдающиеся памятники разных эпох и народов, лучшие общественные здания, созданные советскими, а также зарубежными архитекторами. На основе конкретного анализа делаются обобщения по отдельным проблемам. Показываются информационные возможности художественного языка архитектуры. Кроме того, исследование вопросов не только теории, но и практики создания интерьера потребовало рассмотрения ряда творческих проблем.

О методике исследования

И единство этой триады — обязательное условие создания архитектурного произведения. Однако памятники архитектуры, несмотря на то, что они утратили свое первоначальное предназначение, не теряют своих художественных ка­честв и, не имея практической ценности, продолжают эмоционально воздействовать на наших современников, вероятно даже с большей силой, чем раньше. В основе этих произведений лежат гармонический порядок организации пространства, средства масштабной и тектонической выразительности, система пропорционирования. И хотя все эти средства художественной выразительности связаны со своим временем и раскрыть их художественную сущность может быть сложнее, чем артикуляцию ордерных систем, тем не менее воздействие их на людей нашего времени очевидно. Приступая к анализу памятников архитектуры и современных объектов, мы взяли в качестве научных обоснований ряд предпосылок, выдвинутых ведущим ученым в области теории эмоций П. В. Симоновым. Он обращает внимание на тот факт, что потребность есть та основа, на которой строятся все поведение, вся психическая деятельность человека, включая его мышление, эмоции и волю. Динамика потребностей в их усложнении, обогащении и трансформации делает поведение активным. Современной наукой эти потребности определены как высшие потребности. Будучи одним из условий эмоционально-эстетического воздействия, эти высшие духовные потребности человека мотивированы жизненно важными реакциями или, как их называют, биологическими врожденными константами. Предлагаемый в данной главе сравнительный анализ архитектурных объектов, не следуя жесткой схеме, охватывает группу вопросов в определенной последовательности.

Истор. Диз. 5. Проблемы худ-пром образов. нач 20 века В процессе развития дизайна в странах на территории бывшего СССР может быть выделено три этапа: этап возникновения (20-е гг.); этап возрождения (60-е гг.); современный этап развития дизайна. В первые годы советской власти основными сферами массового приложения зарождающегося дизайна были: праздничное оформление, плакат, реклама, книжная продукция, оформление выставок, театр. В следующее десятилетие развития советского дизайна (1923-1932 гг.) осознанной задачей создания нового образа предметной среды на первый план выдвигается задача организации предметной среды с учетом общих процессов в сферах труда, быта и культуры. В 20-е гг. в советском дизайне формируются оригинальные творческие концепции В.Татлина, К.Малевича, А.Родченко, А.Веснина, Л.Поповой, В.Степановой, Л.Лисипкого, А.Экстер и других, создается школа подготовки дипломированных дизайнеров (производственные факультеты ВХУТЕМАСа), формируется профессионально-творческая модель дизайна и дизайнера. Московские государственные высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) были созданы в 1920г. В 1926г. был преобразован в институт ВХУТЕИН, который просуществовал до 1930г. В новом учебном заведении готовили "художников-мастеров высшей квалификации для промышленности". Художественное творчество трактовали как широкую сферу, включающую создание произведений пластического искусства, и художественно-ценных предметов быта и техники. Были созданы такие дисциплины, как "Пространство", "Объем", "Цвет", "Графическая конструкция на плоскости", так называемая "Пропедевтика". Профессионализм дизайна базируется на решении трех основных взаимосвязанных проблем. Первая из них - это выявление научных предпосылок дизайнерского творчества, раскрытие природы и специфики многогранной дизайнерской деятельности на основе всестороннего системного анализа взаимосвязей дизайна с архитектурой, техникой и искусством путем рассмотрения феномена дизайна в системе культуры с ее подсистемами - сферами духовной, материальной и художественной культуры Интернациональный стиль Новое формообразование, начатое в США Фрэнком Ллойд Райтом, в Европе - Адольфом Лоосом и Петером Беренсом, с середины 20-х годов сложилось в интернациональный язык форм в архитектуре и дизайне. Функциональные формы Баухауза стали "интернациональным стилем". Как и в архитектуре, в конце 20-х в проектировании мебели авторы тоже отказывались от декоративных орнаментов, пропагандируя ясность, прозрачность, элегантность и рациональность. Наряду с такими лидерами интернационального стиля, как Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Марсель Бройер, одним из протагонистов современности стал финский архитектор Алвар Аалто. Свои принципы свободного движения и элегантности Аалто воплотил в мебели из гнутой фанеры, которая в отличие от распространенной в то время мебели из металлических труб, создавала, по его мнению, ощущение большей теплоты (табуреты,кресла)
Интерьеры античности и возраждения в Италии